На ток-шоу «Квадрат эволюции» обсудили эволюцию вирусов и блюза

Научно-музыкальное шоу «Квадрат эволюции» прошло 22 сентября, на второй день фестиваля науки «КСТАТИ», в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира. Эволюцию вирусов и блюза обсудили биолог и  музыканты.

В этот вечер два сторителлинга, музыкальный и биологический, подобно двум нитям ДНК сплелись в одно повествование.

 

Об эволюции вирусов рассказал Алексей Аграновский, вирусолог, доктор биологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Он рассказал, что первый вирус, который был открыт боле ста лет назад, поражал не животных и не человека, а растения. Он был назван Вирусом табачной мозаики. Этот вирус описан как агент, проходящий сквозь фильтры, не пропускающие бактерии.  Доктор отметил, что, несмотря на то, что вирусные болезни были известны издавна, их систематическое изучение началось гораздо позднее, а также разъяснил некоторые теории о том, что такое вирус.

 

«Существует несколько теорий на этот счёт, но проверить их нет возможности, так как эволюция вирусов не оставляет следов. Например, есть теория, что это сбежавшие интроны – последовательности РНК эукариотических организмов, обломки,  которые приобрели способность к автономной репликации – размножению генетического материала», – объяснил Алексей Аграновский.

 

Самым коварным вирусом эксперт назвал SARS-CoV-2. Способность таких РНК-вирусов к изменениям невероятно сильна, а течение этой инфекции парадоксально, непредсказуемо, и масштабы пандемии велики. По мнению Алексея, ничего подобного в истории человечества ещё не было.

 

Эволюцию блюза рассмотрели специалист по игре на диатонической губной гармошке Владимир Кожекин и блюзовый гитарист Иван Жук. Они рассказали, где зародился блюз, в каких странах он нашёл наибольшее признание.

«Блюз зародился в Соединённых штатах Америки и приобрёл популярность в 1917 году. Почему так получилось?  Блюз – примерно то же самое, что жанр «страдания» в русской культуре. Это такая женская песня про несчастную любовь, жанр, который стал очень востребованным в Minstrel Show – передвижных цирковых варьете-шоу, популярных в Америке до распространения кинематографа. Затем «грустные песни» издали большими тиражами на пластинках», – рассказал Владимир Кожекин.

Музыкант также подчеркнул, что значение и содержание блюза изменилось в тридцатые годы XX столетия, что связано с популярностью другого музыкального жанра – джаза. Так после так называемой рок-н-рольной революции словом «блюз» начали называть ту музыку, из которой вышел рок-н-ролл. Благодаря интересу к корням рок-н-рольной музыки блюз распространился в Европе: его стали играть и слушать не только в Великобритании, породившей огромную блюзовую волну, но и в таких странах, как, например, Италия.

 

«Блюз интернационален. На его музыкальных принципах и глубинных музыкальных основах построена почти  вся современная музыка», – отметил Владимир.

 

Также музыканты объяснили, что означает термин «блюзовый квадрат». На профессиональном сленге «квадрат» – это куплет. Термин основан на том, что в блюзе часто используется двенадцатитактная структура, где есть тоника, субдоминанта, доминанта, тоника – как четыре грани блюзового квадрата.

Научно-музыкальное шоу «Квадрат эволюции» стало второй премьерой в рамках фестиваля науки «КСТАТИ: эволюция», который проходит во Владимире при поддержке Госкорпорации «Росатом». Партнёры фестиваля – управление образования администрации города Владимира, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, детский технопарк «Кванториум-33». В качестве информационного партнёра события выступил телеканал «Вариант».