На закрытии фестиваля «КСТАТИ» три антрополога обсудили человека
Антрополог антропологу – рознь: одни ближе к археологам и историкам, другие – к биологам, а третьи – к фольклористам. В последний день фестиваля науки «КСТАТИ» во Владимире, 24 сентября, антропологи разного профиля объединились и обсудили прошлое, настоящее и будущее человека.
С позиции антрополога-биолога человека рассматривала Елена Сударикова, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного Дарвиновского музея. Она отметила, что человекообразные обезьяны появились 18 миллионов лет назад, прямохождение возникло уже 7 миллионов лет назад, а человек в современном понимании сформировался только около 2,5 миллиона лет назад.
«2,5 миллиона лет назад двуногие обезьяны в саванне начинают делать орудия труда. С этого момента мы и проводим границу: у них ещё небольшой мозг, не очень развиты кисти рук, но уже зарождается культура. Этот временной отрезок также изучают и археологи», – пояснила Елена Сударикова.
Александр Митряков, археолог, кандидат исторических наук, доцент Института истории и социологии Удмуртского университета рассмотрел человека с точки зрения антрополога-историка. Он подчеркнул, что археологи работают непосредственно с останками древних людей, и дата, когда человек взял в руки орудие труда, постоянно смещается. По последним данным, это могло быть уже и 3,3 миллиона лет назад. Но также эксперт подтвердил, что в том, когда появился человек в современном понимании, археологи полностью солидарны с биологами.
Елизавета Головина, научный сотрудник Центра городской антропологии КБ «Стрелка» рассказала, что городская антропология – наука достаточно молодая, она зародилась примерно в середине XX века. Культурные антропологи заинтересовались тем, как люди живут в городах, чем их жизнь отличается, например, от людей, живущих на далёких островах в затерянных уголках планеты. Наука начала своё активное развитие только после Второй мировой войны.
«Городские антропологи залезают на территорию историков повседневности. Мы, конечно, можем интересоваться прошлым, но «не отбираем хлеб» у историков. Всё-таки наша задача – не смотреть назад, а изучать срезы, существующие в данный момент, и, может быть, попытаться что-то реконструировать из того, что теряется в настоящий момент», – рассказала Елизавета.
Александр Митряков объяснил, что обозначает термин «человек» для археологов: прежде всего это творец материальной культуры, причём под культурой не обязательно подразумеваются произведения искусства, но и непримечательные и обычные на первый взгляд вещи, к примеру, орудия труда.
«Существует такое устойчивое выражение, что для археологов помойка – это клад, потому что там этих материальных остатков, несмотря на то что современники их уже куда-то сложили и отвергли, великое множество. С этой стороны археология, как дисциплина вещеведческая, начинается в тот момент, когда человек после себя начинает оставлять какие-то следы, которые доходят до наших дней. Другой вопрос, что археологи очень много дел имеют с культурными антропологами, для того чтобы как-то интерпретировать эти остатки», – рассказал Александр.
Елена Сударикова отметила, что окончательный переход от древнего к современному человеку произошёл в результате неолитической революции примерно 8 тысяч назад, после которой повсюду распространились земледелие и скотоводство. Люди перестали вести себя как охотники и собиратели, сильно зависящие от климата и окружающей природы, и начали видоизменять среду – строить города, создавать сложную материальную культуру, использовать металлы и так далее.
Отвечая на вопрос, был ли человек прошлого глупее человека настоящего, все три антрополога сошлись во мнении, что их некорректно сравнивать, и, например, в вопросах ориентирования на местности и выживания в экстремальных условиях человек настоящего сильно уступает своему предку.
«Нельзя говорить, что человек настоящего лучше своих предков. В пользу древнего человека говорит то, что он отлично выживал на протяжение 2,5 миллионов лет, а мы с вами за последние 50-70 лет наделали много такого, что не факт, что следующее поколение доживёт до благополучного конца», – отметил Александр Митряков.
«Представление об неких «отсталых, примитивных обществах» – это взгляд с позиции силы. К счастью, такие перегибы мы преодолели, хотя артефакты такого отношения и продолжают существовать. Сейчас мы понимаем, что общества и культуры бывают разными, и ставить их на какую-то лестницу развития неправильно и не имеет смысла, потому что зачастую то, что тебе с первого взгляда кажется суперпримитивным, оказывается гораздо более сложным по своей структуре и по внутренней организации, чем то, чем мы оперируем», – поддержала коллегу Елизавета Головина.
Pablic talk «Человек глазами антропологов: прошлое, настоящее, будущее» стал завершающим мероприятием фестиваля «КСТАТИ: эволюция», который прошёл во Владимире с 21 по 24 сентября при поддержке Госкорпорации «Росатом». Партнёры фестиваля – управление образования администрации города Владимира, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, детский технопарк «Кванториум-33». В качестве информационного партнёра события выступил телеканал «Вариант».