От колониальности к микросоциуму: чем занимается городская антропология
О сходстве панков и этнических объединений с племенами в экзотических странах рассказала владимирским студентам 24 сентября Елизавета Головина, старший антрополог центра городской антропологии КБ Стрелка. Лекция «Человек в городе: городская антропология в прикладном аспекте» состоялась во Владимирском государственном университете в рамках фестиваля науки «КСТАТИ: эволюция», организованном Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира.
«В конце XIX – начале XX века зародилась колониальная антропология. Обитателей экзотических стран, представителей племён изучали европейцы на осваиваемых ими территориях, чтобы ими было проще управлять. После процесса деколонизации антропология, казалось, потеряла объект исследования и цель – стало непонятно, кого и зачем изучать», — начала лекцию Елизавета Головина.
Но затем выяснилось, что обычная городская среда и живущие в ней люди не менее интересный объект для изучения, а социальные, культурные и этнические объединения, например панки или армянская диаспора, чем-то похожи на племена. При этом меняются позиции исследователя и испытуемых, они становятся практически равноценными по значимости. «Мы снимаем и выбрасываем пробковый шлём и идём к людям», — образно прокомментировала этот процесс Елизавета.
Городская антропология позволяет выстроить мосты между самыми разными городскими сообществами, помочь городским властям и архитекторам договориться с жителями и осознать, какое значение имеет тот или иной городской объект в общественном сознании, насколько востребовано то или иное пространство.
«Наблюдая за людьми, мы помогаем архитекторам понять, кто на этом месте живёт сейчас и будет жить дальше, как это место используется людьми, какие социальные группы представлены и какие у них интересы», — пояснила антрополог.
Существует несколько смысловых блоков, аккумулирующих необходимую информацию. Изучая восприятие пространства, городские антропологи ищут ответы на вопросы о том, какое место объект занимает в истории города, какова репутация у места, есть ли какие-то личные истории, связанные с ним. Примером такой истории служит возвращение лип на Тверскую улицу в Москве – жители старшего возраста с печалью вспоминали, как хорошо было с липами в центре города, и восприняли их возвращение как оценку важности их мнения.
При разработке проектов городских общественных пространств или жилой застройки важно учитывать несколько моментов. «Важно понимать, что люди ценят и любят в этом месте, и не надо разбивать их привычки о свои амбиции. Для человека всегда ценно, если к нему прислушиваются», — посоветовала Елизавета будущим архитекторам.
Кроме глубинного интервью и фокус-групп, существуют и другие методы исследований, например, цифровая антропология. Так, например, анализ ночных фотографий, находящихся в открытом доступе, косвенно помогает оценить степень освещённости улиц, безопасности разных мест в городе.
«Вандализм – это форма присвоения пространства, которым занимаются те, которых пытаются вытеснить», — объяснила Елизавета, и в этом плане граффити и сломанные скамейки – это способ подростков и молодёжи заявить о том, что они существуют и тоже имеют право присутствовать на улицах и в парках.
Во второй части лекции Елизавета Головина разобрала кейсы, над которыми работал Центр городской антропологии. Это и антропологический чат-бот для изучения мнения о благоустройстве Кольцевого бульвара в Ереване, говоривший на армянском языке, и проектирование терминала трансграничной канатной дороги в Благовещенске, и кампус НГУ в Академгородке, и программа «Города побеждают диабет», и веломаршрут «Москва – Санкт-Петербург».
Лекция стала завершающей частью программы фестиваля науки «КСТАТИ: эволюция», который проводится при поддержке Госкорпорации «Росатом».